Устройство тормоза пилы Jet-18Q
В последнее время запуск пилы стал происходить с трудом, да и при замене ленты провернуть колёса стало весьма напряжно. При осмотре пилы стало ясно что проблема где-то внутри двигателя.
Снял кожух вентилятора:
Снимаю крыльчатку... ага, вот и тормоз. Дисковый, как у взрослых.
Сбоку к нему подходят провода. Хм. Ладно, значит, не центробежного типа.
Снимаю неподвижную колодку тормоза, под ним — графитовый на вид тормозной диск.
Здесь надо быть аккуратным, мелкие вильчатые шайбочки очень хотят потеряться, и надо запомнить, как они стояли.
Снимаю подвижную колодку тормоза, видна залитая смолой катушка, упорные пружинки (8 штук):
Ладно, тут всё понятно и, на первый взгляд, исправно. Смотрю, откуда питается электромагнит:
Ха. Всё понятно. Эта китайская штучка кормит электромагнит напряжением 90 вольт. Разумеется, без стабилизации. И включается именно что в момент пуска, да ещё с небольшой задержкой. Получается система с положительной обратной связью — чем больше падает напряжение в линии (из-за увеличенного пускового тока при зажатом тормозе), тем слабее и позже срабатывает электромагнит, тем сильнее тормозит двигатель, что повышает пусковой ток...
Теоретически, катушку стоило бы включать отдельным контактором и только через секунду включать сам мотор. Но — сэкономили. Ладно, потом, может быть, так и сделаю, а сейчас просто вынимаю две из четырёх упорных пружинок на внешнем круге, и собираю всё как было. Тормоз уже не столь свирепо тормозит, и станок разгоняется гораздо легче.
Подозреваю, что большинство жалоб на плохой запуск однофазных моторов Джета связано именно с этой вот системой электромагнитно/механического тормоза. Со временем тормозные колодки отполировались, притёрлись, преобразователь напряжения немного протух, и понеслась...
На этом всё.
Спасибо! Очень познавательно!