Позднее Ctrl + ↑

The Art of Making, The Carpenter

The Art of Making, The Carpenter from Deep Green Sea on Vimeo.

Описание от авторов ролика:
«Серия ’Искусство Созидания’ стремится показать и выделить людей, которые идут вразрез с духом сегодняшнего пессимизма и отчаяния. Они смеют мечтать и творить с усердием и воображением. Вооружившись страстью к знаниям и эмоциями, они пытаются сочетать точность науки с элегантностью и находчивостью искусства. Мы благодарим их от всей души за их вклад.»

Ржу. Ведро пафоса, стакан розовых соплей, апокалиптический музончик, две моднявые технологии, смешать но не взбалтывать. Пацаны к успеху идут.

Story Tape — рулетка с подвохом

Вниманию почтеннейшей публики предлагается отличная трёхметровая рулетка без делений!
Наконец-то можно забыть о метрической и имперской системах измерений, и оттянуться в меру собственной фантазии! Логарифмическая шкала, отметки «примерно вот такая» и «высота табуретки» теперь будут вполне доступны, достаточно иметь обычный маркер!

Неоригинальные диски на Kapex KS 120

Вниманию любителей сэкономить:
Для торцовки Kapex можно найти (если поискать) неродные диски размерности 260x2,5x30, ибо не всякий готов платить 120-150€ при наличии альтернативы. Помимо диска CMT 294.060.11M6 который доступен только под заказ, есть и загадочные тайваньско-китайские альтернативы. Мне попался вот такой:

Oshlun SBFT-260080

На первый взгляд, вполне приличный диск. Однако, его заточка крайне странная, некоторые зубья (2-3) чуть смещены в сторону, и оставляют на срезе (в целом ровном и блестящем) небольшие риски. Идеально плоским его тоже назвать нельзя. В общем, исполнен ровно на свою треть цены от оригинального. Особого смысла такая экономия не имеет. Несмотря на вышесказанное, положительных отзывов на такие диски много, возможно потому, что купившие их никогда ранее пользовались дисками Leitz/Festool, и сравнивали их со штатным универсальным 60-зубым диском Капекса.

Добавлено позже:
После того как диск затупился и был переточен, все его недостатки пропали полностью.

Стационарная циркулярная пила — вымирающий вид

Речь пойдёт, разумеется не о всех циркулярных пилах, а в основном о «кабинетках» и, в некоторой степени, о «мини-форматках» с короткой кареткой, применительно к небольшой столярной мастерской.

Давным давно, в далёкой галактике...

Нынешние «кабинетные» пилы для хоббитов сформировались как вид в США, в 1930-х годах, когда «Delta» выпустила упрощённую пилу «Unisaw» — без каретки, с простейшей линейкой на стальной трубе, и двумя Т-образными пазами в столе, для установки хоть какого-то торцовочного приспособления. Конструкция получилась надёжная, простая, и позволяла тогдашним небогатым работягам и хоббитам обходиться вообще одним этим станком абсолютно для всех задач, связанных с постройкой и отделкой своего дома. В любом случае, станок такого типа хоббитами всегда покупался первым. Именно с тех пор пошли не имеющие нынче никакого обоснования стереотипы:

  • циркулярка это центр Вселенной
  • чистовая поверхность сразу из-под пилы
  • все задачи надо решать решать приспособами, устанавливаемыми в Т-паз

Шло время, хоббиты богатели, но циркулярка по-прежнему стояла в центре мастерской на самом козырном месте, по простой причине — ей требовалось очень много места со всех четырёх сторон для полноценной работы как с листовыми материалами так и для торцовки заготовок. Производители приблуд быстро оценили перспективы (это же США), и наводнили рынок немыслимым количеством устройств для использования с Т-пазом, закрывающих все спешно придуманные и высосанные из пальца потребности. Учитывая продолжавшееся богатение хоббитов, внешний вид и цена этих устройств становились всё круче и круче, а эффективность всё ниже и ниже. Кроме того, почти все операции с приспособами на «кабинетную» циркулярку крайне опасны т. к. требуют снятия защиты. Впрочем, и без всяких левых приспособ циркулярка — самый опасный станок в мастерской, не прощающий даже малейших ошибок и нарушений техники безопасности.

В промышленности мощные «кабинетки» как правило используют не как универсальный аппарат для всего — а по назначению, для продольного раскроя материала.

Здесь надо сделать важное уточнение. Основная задача хоббита, с точки зрения американского маркетолога — купить как можно больше всяких красивых штучек, и потом весело проводить с ними время, с минимальным полезным выхлопом. Поэтому истинному хоббиту никто и никогда не предложит решать задачу удобным и эффективным способом. Даже само слово «эффективность» в печатных изданиях для хоббитов под запретом. С помощью прессы, а теперь и «обучающего» видео внушается что «с помощью нашей штуковины сделает ЭТО на циркулярке даже такой дурак как ты!». Вокруг хоббитов, как всегда в США, вырос огромный рынок товаров, прессы, обучающих курсов, выставок и прочего. Вся деятельность этой камарильи направлена исключительно на высасывание денег. Все слова о «традициях» или «столярном мастерстве» направлены только и исключительно на впаривание.

Идеальный, с точки зрения американского продавца, вариант «всего за 4000$»:

Плюс десяток приспособ на сумму в 1000$.

Давным давно, в другой далёкой галактике...

В Европе, в отличии от США, после войны было малость не до хобби. Жили бедненько но чистенько. И тут очень пригодилась технология изготовления ДСП, первоначально задуманного как материал для временных перегородок и прочих второстепенных нужд. Как только ДСП стали облицовывать плёнками и пластиком — рванул мебельный бум в Европе. Вслед за ним рванула вверх и популярность циркулярных станков с кареткой, изобретённых в 1906 году, но не слишком распространённых. Появился подрезной диск. В 1959-м начали производить форматки с наклонным диском и их конструкция окончательно устаканилась до нынешнего времени. Постепенно число хоббитов росло и в Европе (хотя и не до такой степени как в США), да и нужды мелких мастерских требовали пилы поменьше чем стандартный форматно-раскроечный станок, каретка которого имела более трёх метров в длину, и которому требовалось для работы 50-70 квадратных метров. Для этих целей промышленность предложила (чтобы не морочить голову) коротенькую версию форматно-раскроечных и пильно-фрезерных станков с кареткой от 600 до 1500мм.

Идеальный с точки зрения уже европейского продавца вариант «всего за 7000€»:

Плюс одна приспособа за 1000€.

Здесь и сейчас

В целом, циркулярные пилы в США окончательно сориентировались на мебель из дерева и хоббитов в качестве питательной среды, а в Европе — на мебели из листовых материалах и мелких мастерских как основном покупателе. За последние 40-50 лет ни конструкция пил ни области применения серьёзных изменений не претерпели. Стабильность, сэр.

И всё так бы и продолжалось...

Но всю малину испортили в фирме FESTO, изобретя погружную пилу и шину для неё.
И ничуть не меньше сонное болото столярки всколыхнули изобретатели биметаллических и твердосплавных лент для ленточнопильных станков. По отдельности — казалось бы ничего особенного. Подумаешь, стало удобнее кроить листы при монтаже на объектах. Подумаешь, появились ленточные пилы для резки никелевых сплавов. Что тут такого? Но когда эти изобретения проникли в столярку и распространились повсеместно, выяснились интересные вещи:

  • отпала необходимость катать здоровенные листы ДСП и особенно MDF по каретке
  • вместо двух-трёх человек с раскроем листов справится и один-два
  • места надо ровно столько сколько занимает пачка материала вместо десятков квадратных метров.
  • ленточная пила кроет циркулярку как бык овцу по части продольного раскроя досок и брёвнышек: быстрее, меньше потери материала, гораздо больше толщина пропила, безопаснее, тише.
  • торцовку деталей в размер взяли на себя маятниковые пилы, которые так же как и погружные пилы не требуют постоянного места и могут быть вывезены на объект для монтажа.

В результате постепенного осмысления и внедрения появившихся технологий и возможностей, за циркулярными пилами остался крайне узкий перечень задач, которые ничем кроме них не решить:

  • глухие продольные пропилы (узкие пазы, четверти с выпилом бруска и т. п.)
  • и всё

Во всё большем числе мастерских, традиционные циркулярки переместились из центра куда-то в уголок на колёсной базе, стали исчезать эти огромные расширения столов у «кабинетных» пил, мини-форматки стали заменяться на портативные пилы с протягом или на пильно-фрезерные станки, у которых пильный узел используется пару раз в год... Даже в США, на родине «кабинеток», замечены мастерские, в которых вовсе нет циркулярной пилы, никакой. И уж точно стационарная циркулярная пила перестала быть первым «настоящим» станком в мастерской хоббита. Теперь борьба за эту почётную должность, с переменным успехом, идёт между ленточной пилой и фуганком.

2014   станки

Удачный вариант крышки вакуумного пресса

Есть такой известный в узких кругах фрик по имени Дэвид Лёрс

Самым удачным его изобретением можно считать конструкцию крышки вакуумного пресса. Никаких стальных рам, никаких специальных застёжек... Всё просто и эффективно. Идея предельно проста и понятна из фотографий, даже описывать почти нечего.

Пресс в сборе с открытой крышкой:

Пресс в сборе с открытой крышкой

Первый секрет — рамка с мембраной не накладывается, а надевается на стол:
Второй секрет — уплотнитель наклеен прямо на виниловую мембрану:

Основной секрет - рамка с мембраной не ложится а надевается на стол

Сечение упорного бруска 25х25мм, сама рамка 19х75мм:

Сечение упорного бруска 25х25мм, сама рамка 19х75мм

В качестве штуцера используется клапан Шредера:

В качестве штуцера используется клапан Шредера
В качестве штуцера используется клапан Шредера

У Дэйва несколько версий такого пресса, самый большой сделан из стандартного для тех мест размера листа 1220-2440мм. Если нужно запихать в пресс что-то толстое, есть вариант с «коробчатой» мембраной:

Вообще, его сайт стоит изучить, много интересного.

О «лазерных» очках

Маленькая ремарка о технике безопасности и неграмотности продавцов:

Продающиеся в комплектах с лазерными нивелирами, лазерными уровнями и прочими подобными приборами якобы «защитные» очки с тёмно-красным светофильтром, на самом деле, не являются средством защиты, а служат инструментом для лучшей видимости луча лазера при недостаточной его контрастности (солнечный день, блики от ламп и тому подобное). Лупить по глазам лучом красного (или, реже встречающегося, зелёного) лазера не стоит в любом случае, вне зависимости от того, одеты на вас эти очки или нет. В инструкциях к приборам об этом, как правило, пишут, но продавцы упорно продолжают называть эти очки защитными.

Освещение мастерской

Чтобы не повторять аргументы, решил собрать в один текст известные мне плюсы и минусы различных источников света применительно к столярке.

Металлогалогенные лампы, на примере OSRAM HQI-TS

Плюсы:

  • низкая стоимость светильника
  • отличная цветопередача
  • отличная эффективность

Минусы:

  • медленное зажигание
  • минимальная мощность одной лампы — 75 ватт

Стартовая стоимость, на 1 ватт, включая светильник:

  • от 20 до 40 рублей (150 и 75 ватт лампы соответственно, ЭМПРА, IP65).

Стоимость часа работы, на 1 ватт:

  • .00483 руб.

Эффективность лампы:

  • 83 лм/ватт

Ресурс:

  • 8000 часов

Люминесцентные лампы Т8 на примере OSRAM LUMILUX

Плюсы:

  • умеренная стоимость светильника
  • отличная цветопередача
  • отличная эффективность

Минусы:

  • невозможность обеспечить направленный свет
  • морока с утилизацией ламп

Стартовая стоимость, на 1 ватт, включая светильник:

  • от 40 рублей (2х36 ЭПРА IP65)

Стоимость часа работы, на 1 ватт:

  • .00493 руб.

Эффективность лампы:

  • 81 лм/ватт

Ресурс:

  • 12000 часов

Светодиоды, на примере «ВАРТОН» 54 Вт IP65

Плюсы:

  • не требует обслуживания
  • мгновенное включение

Минусы:

  • дорогой светильник
  • ресурс сильно зависит от конструкции светильника и температуры

Стартовая стоимость, на 1 ватт, включая светильник:

  • 60 рублей

Стоимость часа работы, на 1 ватт:

  • .00518 руб.

Эффективность лампы:

  • 80 лм/ватт

Ресурс:

  • 50000 часов

Пример: освещение 750 ватт, всю зиму (полгода) по 8 часов в рабочий день.
Установка:

  • металлогалогенные: 15000руб.
  • люминесцентные: 30000руб.
  • светодиоды: 45000руб.

Эксплуатация:

  • металлогалогенные: 3825руб.
  • люминесцентные: 3904руб.
  • светодиоды: 4102руб.

Внезапно, выяснилось что экономичность светодиодов — миф. Просто по паспортным данным.
Далее начинаются те самые мелочи, тонкости и нюансы, которые могут вывернуть теоретическую картинку наизнанку:

КПД

Кроме КПД самой лампы/светодиода, есть такая неприятная вещь как КПД собственно светильника. Потери в ЭПРА/драйвере, потери на переотражениях в защитном корпусе и т. п. В принципе, для светильников одинакового исполнения (IP65) можно считать КПД схожим. Если брать люминесцентный светильник за основу, то у МГЛ есть некоторый плюс за счёт прозрачного стекла и зеркального отражателя. У светодиодного может быть некоторый плюс за счёт направленности света. Данные по КПД конкретных моделей светильников найти бывает очень трудно. Также, производители, особенно светодиодной техники, регулярно скрывают эпюры освещённости.

Ресурс

Ресурс ламп/светодиодов в равной степени зависит от качества ЭПРА/драйвера, но для светодиодов добавляются проблемы с теплоотводом от кристалла, а также с жадностью производителей, выжимающих больше чем надо ватт из меньшего числа сборок. Мало того, ресурс светодиодных светильников катастрофически зависит от аккуратности сборки.

В целом, пока картина у меня лично сложилась такая:

  • металлогалогенные лампы
    • для общего освещения (при необходимости получить рассеянный свет — частично или полностью направлены на белый потолок/стену)
    • там где нет нужды часто включать/выключать свет
    • когда лампы находятся вне поля зрения
  • люминесцентные трубки
    • если нужна небольшая мощность (до 75ватт)
    • если нужно несколько источников света с разных сторон
    • если лампы находятся в поле зрения
    • местное рассеянное освещение
  • светодиоды
    • местный направленный свет
    • если лампы находятся в поле зрения
    • частое или автоматическое включение по датчику
    • самодельные светильники небольшой и средней мощности
    • светильники в труднодоступных местах
    • специальные применения
    • для понтов

Освещённость

Из практики, при работе на станках желательно иметь освещённость минимум 300 люкс. Для работ связанных с разметкой, и вообще на верстаке, в малярке — надо бы не менее 600 люкс. При размещении светильников на потолке, это даёт потребную мощность минимум 10 ватт на квадратный метр, при условии белого потолка и светлых стен. Для рабочей зоны лучше закладываться на 20 ватт на квадратный метр.
Указанная выше освещённость — это минимум. Для комфортной работы можно смело увеличивать освещённость вдвое, если зрение не очень хорошее — то и втрое.

Цветовая температура

Если коротко, то для верной цветопередачи, т. н. «цветовая температура» должна быть тем более «синей» чем ярче освещение, и наоборот, чем более тусклый свет тем он должен быть «желтее». Есть также зависимость от возраста, но это дело тонкое, индивидуальное. Для себя опытным путём один раз выбрал 4000-4200К и закрыл этот вопрос.

Коэффициент цветопередачи

Не хочется лезть в дебри, выкладывать спектры, описывать физику процесса и т. п. Поэтому коротко.
Для отделочных работ, да и просто для комфорта, стоит выбирать лампы с коэффициентом цветопередачи не ниже 85-90.

Пульсации

Для всех типов светильников стоит обращать внимание на коэффициент пульсации т. к. это сильно влияет на усталость в процессе работы. У большинства дешёвых светодиодных и МГЛ с этим дела обстоят довольно печально.

P.S.

Есть ещё загадочные вопросы связанные с потерей светимости со временем, для целей данной статьи этими вопросами можно пренебречь и просто принять как данность, что со временем тускнеет всё. Если вдруг кому-то это станет очень интересно, можно подготовить статеечку и по этому поводу.

Фрезерный лифт из струбцины

Как выяснилось, недорогая струбцинка Bessey KT5-1, изначально предназначенная для приклейки кромок, хорошо подошла в качестве подъёмного винта фрезерного лифта. Два кусочка фанеры, дубовая реечка толщиной 12мм вместо шины «большой» струбцины, и вот уже имеем более 70мм вертикального хода фрезера. В рейке пришлось сделать выемку, чтобы ручка её не задевала и можно было полностью использовать весь ход резьбы.

А вот так она используется в «штатном» варианте:

Фонарь Makita LXLM03

Умеренно яркий, цвет светодиодов чисто белый, без синевы, то что надо. Освещение равномерное. Два режима — полный свет и половина. (12 и 6 светодиодов). Голова крутится как угодно, можно использовать как настольную лампу, подвешивать за встроенный крючок, или цеплять за петлю (два места подвески). По документам аккумулятора 1830 хватает на 9 часов полного света. Кормить можно аккумуляторами как 18 так и 14 вольт.

В процессе эксплуатации выяснилось, что этот фонарь:

  • вполне заменяет настольную лампу,
  • оказывает неоценимую помощь в вытаскивании мелких заноз
  • для выявления дефектов шлифовки неудобен

Подошва для Festool MFK-700 под копировальные кольца

Артикул 495370
Пригодна для установки копировальных колец Rockler и аналогичных с дюймовой резьбой.

Позже, выпрессовал дюймовое резьбовое кольцо и заменил на метрическое, проточенное из гайки энкоровского копировального комплекта. Так оказалось удобнее.

Ранее Ctrl + ↓