Освещение мастерской

Чтобы не повторять аргументы, решил собрать в один текст известные мне плюсы и минусы различных источников света применительно к столярке.

Металлогалогенные лампы, на примере OSRAM HQI-TS

Плюсы:

  • низкая стоимость светильника
  • отличная цветопередача
  • отличная эффективность

Минусы:

  • медленное зажигание
  • минимальная мощность одной лампы — 75 ватт

Стартовая стоимость, на 1 ватт, включая светильник:

  • от 20 до 40 рублей (150 и 75 ватт лампы соответственно, ЭМПРА, IP65).

Стоимость часа работы, на 1 ватт:

  • .00483 руб.

Эффективность лампы:

  • 83 лм/ватт

Ресурс:

  • 8000 часов

Люминесцентные лампы Т8 на примере OSRAM LUMILUX

Плюсы:

  • умеренная стоимость светильника
  • отличная цветопередача
  • отличная эффективность

Минусы:

  • невозможность обеспечить направленный свет
  • морока с утилизацией ламп

Стартовая стоимость, на 1 ватт, включая светильник:

  • от 40 рублей (2х36 ЭПРА IP65)

Стоимость часа работы, на 1 ватт:

  • .00493 руб.

Эффективность лампы:

  • 81 лм/ватт

Ресурс:

  • 12000 часов

Светодиоды, на примере «ВАРТОН» 54 Вт IP65

Плюсы:

  • не требует обслуживания
  • мгновенное включение

Минусы:

  • дорогой светильник
  • ресурс сильно зависит от конструкции светильника и температуры

Стартовая стоимость, на 1 ватт, включая светильник:

  • 60 рублей

Стоимость часа работы, на 1 ватт:

  • .00518 руб.

Эффективность лампы:

  • 80 лм/ватт

Ресурс:

  • 50000 часов

Пример: освещение 750 ватт, всю зиму (полгода) по 8 часов в рабочий день.
Установка:

  • металлогалогенные: 15000руб.
  • люминесцентные: 30000руб.
  • светодиоды: 45000руб.

Эксплуатация:

  • металлогалогенные: 3825руб.
  • люминесцентные: 3904руб.
  • светодиоды: 4102руб.

Внезапно, выяснилось что экономичность светодиодов — миф. Просто по паспортным данным.
Далее начинаются те самые мелочи, тонкости и нюансы, которые могут вывернуть теоретическую картинку наизнанку:

КПД

Кроме КПД самой лампы/светодиода, есть такая неприятная вещь как КПД собственно светильника. Потери в ЭПРА/драйвере, потери на переотражениях в защитном корпусе и т. п. В принципе, для светильников одинакового исполнения (IP65) можно считать КПД схожим. Если брать люминесцентный светильник за основу, то у МГЛ есть некоторый плюс за счёт прозрачного стекла и зеркального отражателя. У светодиодного может быть некоторый плюс за счёт направленности света. Данные по КПД конкретных моделей светильников найти бывает очень трудно. Также, производители, особенно светодиодной техники, регулярно скрывают эпюры освещённости.

Ресурс

Ресурс ламп/светодиодов в равной степени зависит от качества ЭПРА/драйвера, но для светодиодов добавляются проблемы с теплоотводом от кристалла, а также с жадностью производителей, выжимающих больше чем надо ватт из меньшего числа сборок. Мало того, ресурс светодиодных светильников катастрофически зависит от аккуратности сборки.

В целом, пока картина у меня лично сложилась такая:

  • металлогалогенные лампы
    • для общего освещения (при необходимости получить рассеянный свет — частично или полностью направлены на белый потолок/стену)
    • там где нет нужды часто включать/выключать свет
    • когда лампы находятся вне поля зрения
  • люминесцентные трубки
    • если нужна небольшая мощность (до 75ватт)
    • если нужно несколько источников света с разных сторон
    • если лампы находятся в поле зрения
    • местное рассеянное освещение
  • светодиоды
    • местный направленный свет
    • если лампы находятся в поле зрения
    • частое или автоматическое включение по датчику
    • самодельные светильники небольшой и средней мощности
    • светильники в труднодоступных местах
    • специальные применения
    • для понтов

Освещённость

Из практики, при работе на станках желательно иметь освещённость минимум 300 люкс. Для работ связанных с разметкой, и вообще на верстаке, в малярке — надо бы не менее 600 люкс. При размещении светильников на потолке, это даёт потребную мощность минимум 10 ватт на квадратный метр, при условии белого потолка и светлых стен. Для рабочей зоны лучше закладываться на 20 ватт на квадратный метр.
Указанная выше освещённость — это минимум. Для комфортной работы можно смело увеличивать освещённость вдвое, если зрение не очень хорошее — то и втрое.

Цветовая температура

Если коротко, то для верной цветопередачи, т. н. «цветовая температура» должна быть тем более «синей» чем ярче освещение, и наоборот, чем более тусклый свет тем он должен быть «желтее». Есть также зависимость от возраста, но это дело тонкое, индивидуальное. Для себя опытным путём один раз выбрал 4000-4200К и закрыл этот вопрос.

Коэффициент цветопередачи

Не хочется лезть в дебри, выкладывать спектры, описывать физику процесса и т. п. Поэтому коротко.
Для отделочных работ, да и просто для комфорта, стоит выбирать лампы с коэффициентом цветопередачи не ниже 85-90.

Пульсации

Для всех типов светильников стоит обращать внимание на коэффициент пульсации т. к. это сильно влияет на усталость в процессе работы. У большинства дешёвых светодиодных и МГЛ с этим дела обстоят довольно печально.

P.S.

Есть ещё загадочные вопросы связанные с потерей светимости со временем, для целей данной статьи этими вопросами можно пренебречь и просто принять как данность, что со временем тускнеет всё. Если вдруг кому-то это станет очень интересно, можно подготовить статеечку и по этому поводу.

Поделиться
Отправить
Отправить
6 комментариев
Игорь Дегтерев

Почти со всем соглашусь.
Только есть одно дополнение — люминисцентные лампы отвратительно работают при отрицательных температурах.
А жадность производителей портит не только светодиодные лампы,
уже нормальных энергосберегающих хрен купишь — время работы стало как у ламп накаливания.

Алексей Хоменко

Внутри мастерской отрицательной температуры быть не должно, так что этот нюанс я вообще в расчёт не брал.

Сергей Курков

Спасибо большое за анализ.

Александр Савин

Большое спасибо за анализ, буду подгонять параметры освещения в своей мастерской.

Михаил

Спасибо за сравнение и анализ
пересмотрел желания менять люминисцентные на светодиодные
до статьи купил два светильника светодиодных менеджер уверял что качество
прослужили месяц надо везти по гарантии
На светодиодное освещение надо ставить отдельный стабилизатор
Спасибо Алексей открыл глаза

Алексей

Спасибо за обзор. Вчера в мастерской повесил люминесцентные формата под армстронг, но лампы теплого оттенка 3000К. До этого были вдоль стен были такие же по мощности светильники, но свет рассеивается вниз и на потолок, отражаясь от него, и за счет цветовой температуры в 4000К казалось ярче в помещении. С армстронгом направление света сугубо вниз.
Хотел уже светодиодные в таком же форм-факторе, но похоже выигрыша не будет.
К тому же есть люксометр, произведу замеры освещенности.

Рафис Бадиков

поделюсь своим опытом: построил мастерскую по площади не маленькую, на работе в это время шел ремонт, кроме всего прочего меняли люминесцентные «армстронги» на светодиодные,тогда они как бы только-только появились у нас, ну я через них заказал в мастерскую 10 шт.,понравились они мне. Поставил, ляпота, работай хоть ночами, только недолго это длилось,через полгода загнулась последняя лампа.То, что через стабилизатор это однозначно, но опять же стоит ли ? В моем случае,темпер.режим — разнобой, постоянные нагрузки в сети. Надо думать о другом варианте,кстати на работе они как горели так и продолжают сверкать,освещение лучше чем у люмиков

Популярное